В последнее время стал частенько выходить неплохой киберпанк. Мы посмотрели сериал "Видоизмененный углерод", аниме "Блейм" и фильмы "Апгрейд" и "Призрак в доспехах". Последний является экранизацией одноименной манги Масамунэ Сиро. К сожалению, несмотря на весь пафос и вездесущую рекламу, картина получилась, мягко говоря, так себе. Если аниме раскрывало философские проблемы и выбирало более медленный темп повествования по сравнению с мангой, то фильм шел своим путем, откидывая вербальное "занудство", но и не привнося динамику.
Наученные горьким опытом, опасения стали преследовать и фанатов манги Юкито Кисиро "Gunnm", которая легла в основу последней работы Родригеса. Зрители сразу выбрали безопасную дистанцию и не чаяли особых надежд. Больше всего настораживало то, что такой рекламной кампании, как у "Призрака в доспехах" не было. Даже трейлер мне удалось увидеть один или два раза в кинотеатрах. А соответственно, возник вопрос: "А хватит ли денег?"
В этом плане следует быть спокойным. Кино получилось яркое и полное спецэффектов. Особо об операторской работе говорить не приходится, вся красота создана с помощью 3D-моделей. Но красота условная, поскольку "пластиковость" картинки очень бросается в глаза. Кадры сменяют друг друга с ошеломляющей скоростью, а от количества экшена захватывает дух. Да и актерский состав неплох. Стоит вспомнить Кристофа Вальца ("Большие глаза", "Теорема зеро"), Дженнифер Коннелли ("Ной", "Дело храбрых") и Махершала Али ("Настоящий детектив", "Зеленая книга").
А дальше я разбираю сюжет фильма и манги, а также пытаюсь понять поднятые в них философские вопросы.
большая и интересная простыняА раз с формой все хорошо, то следует перейти к содержанию. "Призрак в доспехах" (часто буду отсылать к нему, не обессудьте) - это, по сути, посткиберпанк. Человек (киборг) не борется с корпорацией или правительством, а является частью таковых. Поэтому антураж не играет такой уж важной составляющей. Внимание зрителя акцентируется на проблемах сознания, восприятия "Я", моральности выбора главного героя, работе на систему и т.д.
А вот мир "Gunnm" - это чистейшей воды киберпанк, проходящий тест на "высокие технологии и низкий уровень жизни". Герои фильма живут в постапокалиптичном "Городе-Свалке Металлолома", в котором обитают отбросы разных мастей: убийцы, охотники за головами, проститутки, наркоманы и т.д. Все они имеют модифицированные части тела, ведь добрые дяди доктора тоже желают заработать, поэтому меняют органику на живорожденный металл по поводу и без.
Над ними нависает город элиты Салем (в манге именуется Тиферес), подвешенный к космическому лифту, на другой стороне которого находится город Иеру. И вся эта исполинская конструкция, как вы догадались, именуется Иерусалимом. Люди в Салеме подвергаются хирургическому вмешательству, их мозг заменяется на биочип со встроенными воспоминаниями. Все киборги по неволе подключены к компьютеру Мелхиседек. Такая вот отсылка к салемскому царю-священнику из Книги Бытия.
Город-свалка воспринимается городом-небом за сырьевой и производственный придаток, что вызывает социальные недовольства и продуцирует мечты о "рае", которыми пользуются различные негодяи.
Удалось ли все это разложение показать режиссеру? Лишь частично. Ибо и манга, и аниме преуспели в мрачности намного больше, чем последний собрат. При просмотре фильма не возникают ощущения холода, серости и безысходности. Вроде бы везде хреново, но и существовать как-то можно.
Интересует, почему не показать сразу детально мир, где происходят события? Я понимаю, что, наверное, следовало бы смотреть картину отдаленно от первоисточников. И ведь будут следующие части, раскрывающие историю более детально. Но ведь вселенная интересная и продемонстрировать её можно через диалоги и визуальные нюансы.
История начинается с того, что доктор Идо находит на свалке остатки киборга-убийцы времен войны Земли с Соединёнными республиками Марса (СРМ). Добрый доктор собирает тело для ангельского вида девушки, которая внутри оказывается настоящей машиной для перемалывания человеческих костей. Милое создание, названное Алитой (в манге именуется Гали) знакомится с новым дивным миром, оказавшимся не таким уж дружелюбным. Узнав о её появлении, власти Салема отсылают наемников, представителей кремниевой формы жизни, разобраться с возникшей проблемой. Но жулики всегда получают по заслугам, особенно, если воспитывать их целительным пенделем.
Родригес выбрал правильный жанр манги для экранизации. "Gunnm" - это сёнен, то есть сюжет выстраивается в основном через экшен. И как раз первые тома произведения отлично переносятся на экран. В них нет длинного и перегруженного текста. Все выстроено так, чтобы читатель наслаждался боями, приключениями, взрывами, кровавыми банями и всем тем, что так нравится в современных голливудских фильмах.
Поэтому сцены игры в роллербол (киборги гоняются за мячом по ипподрому, параллельно кроша друг друга) также можно отнести к плюсам картины. Хотя их не было в аниме, на которое в большей мере ориентировался режиссер. В то же время спортивной карьере Алиты уделяется слишком много внимания. Отчего другие важные моменты неподготовленный зритель упускает из виду.
Но вот с середины манги начинаются экскурсы в гносеологию и онтологию. И фанаты японских рисованных историй отдали "Gunnm" должное, отметив, что некоторые темы раскрыты лучше, нежели в том же "Призраке в доспехах".
Справится ли Роберт с таким материалов в последующих частях? Посмотрим.
Отличительной чертой историй об Алите является раскрытие персонажа через взросление. Вначале она ведет себя как подросток. Желает получить родительскую любовь (от доктора Идо), она испытывает влечение к парню Хьюго (биологический возраст которого подходит Алите), совершает инфантильные поступки и наивно воспринимает мир. Далее она взрослеет, у неё проявляются женские качества, в том числе и материнский инстинкт, выражающийся в опеке над новым ухажером. Она принимает взвешенные и сложные решение. А также задается экзистенциальными вопросами, начиная все больше копаться в себе, чтобы понять: человек она или нет.
Более того, наблюдать за преобразованиями интересно еще и потому, что Алита представляет довольно интересный тип персонажей из кинематографа. Это девушка (женщина), обладающая невероятной силой, но боящаяся столкнуться с реальным миром. Ей необходима протекция мужчины-проводника, который намного слабее её. В качестве примера можно вспомнить Лилу из "Пятого элемента".
Однако, если Лилу сохраняет психотип до конца фильма, то Алита со временем сама становится охранником и проводником.
Если же сравнивать Алиту и Мотоко Кусанаги, то последняя выражает свою человечность через саморазрушение, предпочитая промискуитет, наркотики и опасность. Алита же старается стать человеком, живя согласно гуманным принципам и ценностям.
Стоит упомянуть еще один интересный метод различия человека и "не-человека", как воспоминания. Может ли киборг помнить свое прошлое? И не станет ли это отличительной чертой между схожими, на первый взгляд, формами жизни. Нечто подобное мы видели в последнем "Бегущем по лезвию".
Фильм "Алита: Боевой ангел" сумел сохранить баланс между развлечением и размышлением. Он понравится и детям, и взрослым. Это не крепкая научная-фантастика, однако может к такой приблизиться. Будем надеется, что у Родригиса получится сделать интересное продолжение и не скатиться в банальный аттракцион. Экранизации манги и аниме часто заканчивались провалами. Иногда лучше не трогать оригинал. Но пока все идет по правильному пути. Источник - тут.